Сайт воспитателя Реутиной Зои Александровны МБДОУ "Малышок" с.Доброе Липецкой области

Консультация «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности» Подготовила воспитатель Реутина З.А.

26 февраля 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» с. Доброе

 

Консультация
«Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности»                                      

 

  2021г

Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности

Математическое развитие детей - значимый компонент формирования «целостной картины мира» ребенка, где одной из главных задач педагога является – развитие у ребенка интереса к математике. Одна из моих важных задач – создать условия для развития у детей познавательной активности в совместной и самостоятельной деятельности. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить образовательную деятельность математического вида в школьный урок? Это, конечно же, использование разнообразных форм работы по развитию элементарных математических представлений.
При организации самостоятельной познавательно – игровой деятельности следует учитывать, уровень самостоятельности детей, уровень познавательной активности и уровень мотивации.
Для формирования у детей познавательного интереса в детском учреждении должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя развивающихся у них потребностей.
Развитию у детей интереса к математике способствует – игра, одна из самых привлекательных для детей деятельность. Для этого  в группе  создан уголок «Занимательная математика».
Игровой материал  подобран в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей. В уголке находиться разнообразный занимательный материал: настольно-печатные игры, игры для логического мышления, игровые комплекты Воскобовича, дидактические средства Кюинзенера, развивающие кубики Никитина; блоки Дьенеша, головоломки «Танграм»), которые развивают мысль, побуждают детей к игровым умственным действиям. В течение года игры меняются по мере их освоения, добавляются новые, более сложные; расширяется занимательный игровой материал. Организацию уголка осуществляю с обязательным посильным участием детей и родителей, что создает у детей положительное отношение к играм, интерес, желание играть. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.  В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди — его родители и педагог. 
Самостоятельная математическая  деятельность осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребёнка. Ребёнок свободен в выборе занятия, темы, начала и окончания работы.
В целях сохранения самостоятельности и активизации мыслительной деятельности детей руководство такой деятельностью должно быть косвенным.
 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка реализуется через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную, чтение.
 Включая детей в эти виды деятельности даёт возможность педагогам, вариативно использовать образовательный материал, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.
 Организованная образовательная деятельность  направлена в первую очередь на реализацию  программных задач в соответствии с возрастом и программного материала: (пишем графические диктанты, знакомлю с более сложными геометрическими фигурами (ромб, параллелограмм, цилиндр), знакомлю с шифрами например: зашифруй название города, расшифруй в каком месяце родилась Надя; ориентироваться в лабиринте; работать с составом чисел и мн.др.
 Для создания интереса на занятиях важно использовать
* метод моделирования ( например, предлагаются детям использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол  фиксировать фишками, так как поставлено условие – кукол в магазин брать нельзя),
*элементарные опыты (детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая – низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить; объём воды одинаков),
*занимательные проблемные ситуации ( например, формируя у дошкольников временные представления, можно предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»).
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников и является самой привлекательной деятельностью для детей, так как в ней они ощущают свободу.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему- то учат. Детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Задача взрослого – поддерживать интерес ребёнка.
  В совместной деятельности используется разнообразие игр, которые способствуют стимуляции любопытства, любознательности за счёт чего происходит формирование познавательной мотивации дошкольников.
Игры – эксперименты, игры с фланелеграфом, игры с моделированием, игры,  направленные на счёт и логику – очень нравятся детям, так как в этих играх преобладает действенный способ познания. Поэтому используя разнообразные и интересные виды игр, у ребёнка формируется познавательная мотивация.
 Например:
 дидактические игры:   «Обучению счёту», «Назови соседей числа», «Узнай и назови формы и фигуры», Домино «Часы», «Определи время по часам», «Собери пазлы», «Больше, меньше, равно», «Числовые домики» и мн. др.
 словесные игры: на ориентировку в пространстве «Дотронься до…» (например: дотянись правой рукой через голову до левого уха);   «Далеко – близко»; «Куда змея ползёт» (например: детям надо встать змейкой. Ведущий даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении); игра «Крутись – вертись» на преодоление дисграфии (например: начинаем крутиться – вертеться. Повернись лицом к окну. Что с права от тебя, что слева).
 был проведён математический досуг «Игра ума»; до карантина математический  КВН «Занимательные задачки» между старшими дошкольниками и 1 классом.


 также ведётся индивидуальная работа, совместная деятельность в режимных моментах, обучение в повседневных бытовых ситуациях:  (закрепляем знания цифр, математические знаки, сравниваем, обобщаем группы предметов, соотносить число с рисунком, ориентироваться в пространстве). Играем в игры: «Что бывает такой же формы», «Дорожка» (нарисовать дорожку: через узкую перешагнуть, через широкую перепрыгнуть); «Сколько птиц прилетело к кормушке», «Что бывает по 4» (четыре ножки у скамейки, четырёхэтажный дом). «Раз, два, три – камешки найди».
 Таким образом, математика даёт огромную возможность для развития познавательного интереса. А педагог в свою очередь с помощью правильно организованной самостоятельной и совместной деятельности развивает у детей умственные операции и процессы, творческое воображение, волевые черты, формирует желание учиться.
 

 Спасибо за внимание.

 

 

Оставить комментарий: